Меню
ИСТОРИИ | ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Светлана Сафронова:
«В школе мы не встретили никаких препятствий...»
Валя Сафронова поторопилась увидеть этот мир. Родилась недоношенной, с весом 783 грамма. (Мама, Светлана Сафронова, так и говорит: 783. Не 780, не около 800... И понимаешь, что родители буквально молились на каждый грамм такой маленькой, хрупкой дочки). Папка с Валиными диагнозами весила, наверное, больше, чем сама Валя. Общая морфологическая незрелость. При рождении не раскрылись лёгкие, три месяца на ИВЛ. А потом - ДЦП, частичная атрофия зрительного нерва, тугоухость... Но Валина жизнь вовсе не сводится к сумме реабилитаций, медицинских процедур и времени, проведённого дома. В этом году она окончила шестой класс обычной школы. Без неё не обходится ни один праздник или конкурс. А Светлана советует другим мамам особенных детей не бояться начинать школьную жизнь.

- Ещё когда Валя была в реанимации, я прочитала книгу Глена Домана «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга». И поняла, что у меня не больной ребёнок. У неё повреждение мозга - а остальное является следствием.

В 2014 году нам удалось съездить в Филадельфию, в институт человеческого потенциала. Ещё были на реабилитации в Китае. Ездили в Москву на лекции Божены Бейнар-Славов, она занимается нейровосстановлением на основе методики Домана... И все они делали акцент на том, что мозг развивается в процессе использования. А для этого нужно стимулировать органы чувств: зрение, слух, тактильные рецепторы... У нас дома появился трек Домана (такая горка для ползания), фонарики, чтобы стимулировать зрение, даже барабанная установка...

Но когда Вале исполнилось 7 лет, я почувствовала: моих знаний уже не хватает. А мозг должен постоянно получать разнообразную информацию. Нужны педагоги, которые дают знания по разным предметам - развёрнутые, систематизированные... Мы живём в провинции: 4 тысячи населения и всего одна школа. В неё мы и подали заявление.
- И как отреагировала школа?

- Честно сказать, я настраивалась на борьбу. Ведь врачи говорили про Валю: необучаемая... Но в школе мы не встретили никаких возражений и препятствий. Это была наша первая победа... Валентина учится дома, и раз в неделю посещает школу: два урока плюс занятие с логопедом.

- К вам домой приходит учитель из школы?

- Точнее, несколько учителей, потому что Валя уже окончила начальную школу. Она проходит все предметы по программе, и дополнительно - английский язык. У нас даже есть урок труда! Конечно, поделки создаются совместно с педагогами, ведь Валя не владеет руками, - но создаются! А учитель физкультуры приходит к нам и делает с Валей зарядку. Наши учителя - настоящие энтузиасты!

Когда начался карантин, все дети перешли на дистанционное обучение. А Валя большую часть информации получает через ощущения, запахи... Но что делать? У всех дистанционка - значит, будет и у нас! И мы сказали, что попробуем. Нам выдали ноутбук, мощные наушники (взяли из лингвистического класса)... И ребёнок, который считается неслышащим, в наушниках сосредотачивался, прислушивался... Кстати, год назад нам сказали, что слух у Вали немного улучшился. Уже не четвёртая, а третья степень тугоухости. Стимуляции сыграли свою роль...

Перед уроками - пусть даже дистанционными! - мы обязательно надеваем форму. Сарафан, блузка, никаких футболок и прочей домашней одежды... Глен Доман писал, что ребёнок должен соответствовать обстоятельствам, в которых он находится.

- Небольшой лайфхак, как помочь ребёнку настроиться на учебную деятельность...

- Да, так ему проще переключиться... Конечно, Валя не научилась писать, читать. Но у неё стал такой живой взгляд! А значит, идёт развитие мозга.

- Вы сказали, что поступление в школу — это первая победа. Значит, были и ещё?

- Второй победой стала социализация. Представьте: в классе 20 детей, кричащих, бегающих... И надо завладеть их вниманием, познакомить с девочкой в инвалидной коляске. Сначала они к Вале присматривались. А потом, через некоторое время, я встречаю Валину одноклассницу, и в шутку спрашиваю: «Валя сегодня на уроках не шалила?» А девочка так строго отвечает: «Вы знаете... она не переобулась!» То есть ребята уже перестали обращать внимание на какие-то различия: что Валя не ходит, не говорит. Они считают её своей, и предъявляют те же требования, что и ко всем детям. А в школе надо переобуваться!

Валя вместе с ребятами участвует в школьных мероприятиях, конкурсах. На фестивале «Творчество народов Югры» они представляли танец, Валю вывезли на сцену на санях, в национальном костюме... На 9 мая выступали с песней, у девочек были цветы, и мальчик, который вёз Валину коляску, кричал: «А Вале?! Дайте цветы Вале!»... А ещё мы с классом ходим в походы.
- В походы?!

- Ну, Валя, конечно, не может бегать, но она отдыхает на природе, ест еду, приготовленную на костре, общается с детьми... Кроме того, мы участвуем в ежегодном Кроссе наций - в сопровождении волонтёра или старшего брата. Ей, как и всем, выдают номер, она преодолевает дистанцию, со всем классом участвует в награждении... И конечно, летний пришкольный лагерь! Когда возникла идея отправить туда Валю, я немного переживала - коллектив будет разношёрстный... Но она так хорошо отходила первую смену, что осталась на вторую и даже на третью.

В лагере Валю сопровождал соцработник - сотрудник службы надомного обслуживания от нашей соцзащиты. Она же сопровождает Валю в школу. Наша школа не в состоянии обеспечить тьютора, и мы решили вопрос таким образом.
- Что за всё время учёбы было самым сложным?

- Сложный момент был, когда мы оканчивали начальную школу. Встал вопрос: переводиться следующий класс, или остаться в началке? По Вале трудно сказать, какой у неё уровень знаний. Поэтому были предложения остаться на второй год... Но я, проштудировав программу, по которой мы учимся, сделала вывод, что важнее всего социализация. И решила: Валя должна социализироваться и расти вместе с классом. Что мы выиграем, если останемся в началке? Получим больше знаний? Нет. Зато придётся заново вливаться в коллектив... И Валя перешла в среднее звено вместе со всеми одноклассниками.

Ну а самое сложное, самое страшное мы уже преодолели: чтобы ребёнок не лежал и не смотрел в потолок. Даже здоровый ребёнок, заточенный в четырех стенах, даст откат! А нашим детям тем более нужны новые впечатления...

Мне хочется пожелать другим мамам, чтобы они не боялись. Не боялись школы, учителей. Чтобы пробовали! Я понимаю: есть опасение, что ребёнок ничему не научится. Но не нужно недооценивать наших детей, у них большие возможности! Просто они не всегда могут выразить то, что знают и чувствуют. Сотрудничайте со школой, ищите своего преподавателя. Главное, чтобы у него был контакт с ребёнком, заинтересованность - и тогда всё получится.

К другим историям об инклюзивном образовании

В свои 14 лет Камилла Качелаева - личность достаточно известная...

Анастасия Бегунова делится опытом инклюзивного образования своей дочери

История Анастасии Рябцевой - опыт инклюзивного образования для ее сына Ильи

История Оксаны Фирсовой и её опыте инклюзивного образования для сына Миши