- Как для ребёнка с нарушениями слуха и зрения можно адаптировать учебный материал?
- Нужны специальные учебники. И в этом, кстати, тоже сложность. Иногда родителям в школе начинают говорить: а где мы их найдём, их надо покупать «из своего кармана»... Но я заранее прорабатывала этот вопрос, и знала, что эти учебники оплачивает не школа, и не родители, а министерство образования. Главное, вовремя сделать заказ. Когда Саша пошла в школу - это был первый год, когда слабовидящие дети получили свои учебники. В том числе в той специализированной школе, о которой я говорила вначале...
- А до этого? Их покупали родители?
- Никто не покупал! А школа делала вид, что просто об этом не знает... Вообще спецшколы - это отдельная история. Вроде бы, если ребёнка туда взяли, можно расслабиться и выдохнуть. Там должны быть созданы все условия для детей с нарушениями здоровья. Но чаще всего этих условий нет. Просто красивая картинка. А чего-то добиться и доказать, на мой взгляд, сложнее, чем в обычной школе...
- Но иногда спецшкола — это единственно возможный вариант...
- Если бы мой ребёнок был слепой, я была бы вынуждена увезти её в специализированный интернат в Санкт-Петербурге. От Великого Новгорода до Петербурга три часа езды, плюс ещё по Питеру. Получается 8 часов в неделю - в пятницу забрать ребёнка на выходные, в понедельник привезти в интернат... Я уже молчу о том, сколько это стоит! Но мне бы пришлось так ездить. В Великом Новгороде тоже учат слепых детей, но образование на низком уровне, а доказать это невозможно. Я билась с этим много лет, в итоге я враг всем этим организациям, а эффекта нет. Несколько знакомых семей в итоге так и переехали в Питер... Поэтому, когда я выбирала школу, вопрос стоял так: или я делаю всё, что могу, на месте, или придётся задуматься о переезде. Я выбрала первое - пока это возможно...
Готовясь к школе, я, как мама, сделала всё и даже больше. Я придумала и проработала, как будет учиться мой ребёнок. Предложила школе готовое решение. От неё, по сути, потребовались два шага: взять на работу тифлопедагога, и заключить договор сетевого взаимодействия с интернатом для слабослышащих и глухих, где Саша занимается с сурдопедагогом.
- А в чём ожидания не совпали с реальностью?
- Я думала, что мой ребёнок больше будет включен в жизнь класса. Что нас станут приглашать на мероприятия. Что классный руководитель будет чаще вспоминать, что у неё есть такая ученица... Например, в конце учебного года я позвонила учителю, чтобы узнать список литературы на лето. А она говорит: «Вы знаете, у нас есть группа вконтакте, там всё выложено, но я забыла вас туда включить!» Меня добавляют в эту группу, там, естественно, идёт активное обсуждение, в котором я не участвовала целый год... Там я узнаю, что дети фотографировались, всем классом. А про нас никто не вспомнил... Мне было очень обидно! Во время карантина у них были дистанционные уроки, дистанционный классный час - об этом я тоже не знала... При том, что я, со своей стороны, стараюсь участвовать в школьной жизни - например, мы с тифлопедагогом провели мероприятие в классе.
- Как у Саши складываются отношения с одноклассниками?
- Дети относятся к ней хорошо, пытаются общаться. Ей трудно расслышать, что ей говорят, особенно в школьном шуме. Она не может играть в игры, где требуется быстрота, мгновенная реакция... Но не в этом счастье детской дружбы. Саша одна (точнее, с другом-ровесником, который знает про её особенности) гуляет во дворе, ходит на кучу кружков с обычными детьми... И в школе, я уверена, всё у нас тоже наладится.