Меню
ИСТОРИИ | ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Анастасия Бегунова:
«Я предложила школе готовое решение...»
Система образования к индивидуальным историям не приспособлена. В последнее время она, конечно, пытается меняться. Внедрять инклюзию, а не только о ней говорить. Находить для мам особенных детей другие слова, кроме «Идите в специнтернат»... Пытается - но пока не очень представляет, как быть с учениками, отличающимися от нормы. История Саши Бегуновой из Великого Новгорода на этом фоне выглядит, как волшебная сказка. У Саши - нарушение зрения, слуха... и ещё много чего. В этом году девочка окончила первый класс общеобразовательной школы.

Впрочем, это не волшебство и даже не удача. Это результат огромной работы, проделанной и Сашей, и её педагогами, а главное - мамой девочки, Анастасией Бегуновой. Мы попросили её поделиться опытом и дать советы родителям, решающим, какую школу выбрать.

Саша Бегунова.
- В первую очередь надо смотреть на ребёнка, на его потребности. У кого-то сильнее задето зрение, у кого-то слух. Иногда добавляются двигательные нарушения. И конечно, очень важно интеллектуальное развитие... А потом - как говорится, сориентироваться на местности. В одном городе есть и интернаты, и специализированные классы в школах. В другом - нет практически ничего... У моего ребёнка больше нарушено зрение. Если бы у нас была школа для детей с тяжёлой патологией глаз, я бы отдала туда Сашу. Но такой школы в нашем городе нет. Есть классы, куда берут слабовидящих детей, но они не специализированные - такая «сборная солянка». Есть интернат для глухих и слабослышащих детей. Саша, когда была в садике, там занималась. Но это тоже не наш вариант: для нас первоочередное - зрение, а тифлопедагогов в этой школе нет... Если не считать нарушения зрения и слуха, по развитию Саша - обычный ребёнок. Поэтому мы могли рассматривать такой вариант, как общеобразовательная школа. Но сказать «а мы пойдём учиться по месту жительства!» - нереально для наших детей. Нужны специальные условия, предварительная подготовка...
- И что-то мне подсказывает, что инициатива тут принадлежала не школе.

- Изначально школа не шла нам навстречу. Школа сделала всё, чтобы мы в неё не пошли...

У нас было заключение ПМПК, что мы можем учиться в общеобразовательной школе, при поддержке тьютора и ассистента. При этом я прекрасно понимала, что нигде в городе этого нам предоставить не смогут.

Когда я пришла в школу, завуч сразу сказала: идите в специализированное учебное заведение. Я объяснила, что единственный плюс в нём - малокомплектные классы. Но мой ребёнок - брайлист. Как она будет элементарно овладевать грамотой? И какой тогда смысл ездить по пробкам в другой конец города?

Школа сопротивлялась. Но сопротивляться было бесполезно: я знаю права ребёнка и знаю, как реализовать их на практике. Когда они поняли, что мы всё равно будем у них учиться, возникла ещё одна сложность: мы хотели ходить на уроки.

- Вроде бы это нормальное явление для первоклассницы...

- Руководство школы, похоже, никогда с таким не сталкивалось: ребёнок, обучающийся на дому, иногда приходит на занятия. Завуч говорила, что у неё большой педагогический стаж, много детей учились дома, но никто из них не ходил в школу! В общем, диалог не складывался. Тогда я предложила: я узнаю официальную информацию, и если мой ребёнок действительно не имеет право посещать школу, мы закрываем эту тему. На том и разошлись. Она - в полной уверенности, что я неправа. А я пошла в нашу общественную организацию и сделала от её имени запрос в комитет образования (чтобы и школу не подводить, и другим родителям дать информацию из первых рук). Естественно, мы имели право посещать уроки! Ещё до получения ответа мне позвонила завуч. И разговор был уже в другом ключе...

- А почему вы остановились на домашнем обучении?

- В первую очередь нам требовался тифлопедагог-брайлист. Во всей Новгородской области - два тифлопедагога, работающих в системе образования и владеющих шрифтом Брайля. Одна из этих двух специалистов знала мою Сашу с рождения. И я смогла договориться, чтобы её взяли в нашу школу. При этом я вынуждена была оформить обучение на дому.

Вообще нам рекомендована индивидуальная программа, то есть при желании мы могли бы учиться очно. Но в реальности эта схема не отработана. А на домашнем обучении это проще организовать...

- То есть получился очно-заочный вариант. Почти универсальный. На практике он тоже оказался хорош, или практика заметно скорректировала теорию?

- Программа первого класса - 21 учебный час в неделю. 10 часов у нас занятия с тифлопедагогом. Оставшееся время я могла бы водить ребёнка в школу. Но наши занятия утром, школьные уроки тоже утром - невозможно успеть и там, и там... Тем не менее мы пытались, Саша ходила со всеми детьми на музыку, на рисование. В следующем году постараемся успевать ещё на технологию и окружающий мир... У меня в планах, чтобы она ходила и на физкультуру! Кроме двойного сенсорного нарушения, у Саши ещё проблемы с вестибулярным аппаратом, поэтому тут нужна отдельная работа: поговорить с учителем, вместе продумать, какие упражнения Саша может делать вместе со всеми, а какие - отдельно. У них ещё класс такой... мальчуковый. Надо следить, чтобы Сашу никто нечаянно не сбил, не задел... В общем, мы порционно выходим в школу. И Саше это нравится, школу она просто обожает!

- Как для ребёнка с нарушениями слуха и зрения можно адаптировать учебный материал?

- Нужны специальные учебники. И в этом, кстати, тоже сложность. Иногда родителям в школе начинают говорить: а где мы их найдём, их надо покупать «из своего кармана»... Но я заранее прорабатывала этот вопрос, и знала, что эти учебники оплачивает не школа, и не родители, а министерство образования. Главное, вовремя сделать заказ. Когда Саша пошла в школу - это был первый год, когда слабовидящие дети получили свои учебники. В том числе в той специализированной школе, о которой я говорила вначале...

- А до этого? Их покупали родители?

- Никто не покупал! А школа делала вид, что просто об этом не знает... Вообще спецшколы - это отдельная история. Вроде бы, если ребёнка туда взяли, можно расслабиться и выдохнуть. Там должны быть созданы все условия для детей с нарушениями здоровья. Но чаще всего этих условий нет. Просто красивая картинка. А чего-то добиться и доказать, на мой взгляд, сложнее, чем в обычной школе...

- Но иногда спецшкола — это единственно возможный вариант...

- Если бы мой ребёнок был слепой, я была бы вынуждена увезти её в специализированный интернат в Санкт-Петербурге. От Великого Новгорода до Петербурга три часа езды, плюс ещё по Питеру. Получается 8 часов в неделю - в пятницу забрать ребёнка на выходные, в понедельник привезти в интернат... Я уже молчу о том, сколько это стоит! Но мне бы пришлось так ездить. В Великом Новгороде тоже учат слепых детей, но образование на низком уровне, а доказать это невозможно. Я билась с этим много лет, в итоге я враг всем этим организациям, а эффекта нет. Несколько знакомых семей в итоге так и переехали в Питер... Поэтому, когда я выбирала школу, вопрос стоял так: или я делаю всё, что могу, на месте, или придётся задуматься о переезде. Я выбрала первое - пока это возможно...

Готовясь к школе, я, как мама, сделала всё и даже больше. Я придумала и проработала, как будет учиться мой ребёнок. Предложила школе готовое решение. От неё, по сути, потребовались два шага: взять на работу тифлопедагога, и заключить договор сетевого взаимодействия с интернатом для слабослышащих и глухих, где Саша занимается с сурдопедагогом.

- А в чём ожидания не совпали с реальностью?

- Я думала, что мой ребёнок больше будет включен в жизнь класса. Что нас станут приглашать на мероприятия. Что классный руководитель будет чаще вспоминать, что у неё есть такая ученица... Например, в конце учебного года я позвонила учителю, чтобы узнать список литературы на лето. А она говорит: «Вы знаете, у нас есть группа вконтакте, там всё выложено, но я забыла вас туда включить!» Меня добавляют в эту группу, там, естественно, идёт активное обсуждение, в котором я не участвовала целый год... Там я узнаю, что дети фотографировались, всем классом. А про нас никто не вспомнил... Мне было очень обидно! Во время карантина у них были дистанционные уроки, дистанционный классный час - об этом я тоже не знала... При том, что я, со своей стороны, стараюсь участвовать в школьной жизни - например, мы с тифлопедагогом провели мероприятие в классе.

- Как у Саши складываются отношения с одноклассниками?

- Дети относятся к ней хорошо, пытаются общаться. Ей трудно расслышать, что ей говорят, особенно в школьном шуме. Она не может играть в игры, где требуется быстрота, мгновенная реакция... Но не в этом счастье детской дружбы. Саша одна (точнее, с другом-ровесником, который знает про её особенности) гуляет во дворе, ходит на кучу кружков с обычными детьми... И в школе, я уверена, всё у нас тоже наладится.

- Что бы вы посоветовали родителям, которые только начали выбирать школу?

- Самостоятельно разобраться во всём. Вы должны это сделать, вынуждены! Если в вашем городе несколько учебных заведений для детей с нарушениями слуха и зрения, решите, какое для вас предпочтительнее. Ведь никто не знает вашего ребёнка лучше, чем вы. Получить информацию несложно: сходите в эти школы, пообщайтесь с родителями... Когда вы придете на ПМПК, вас спросят: «А куда вы сами хотите пойти?» От этого может зависеть, какую вам рекомендуют программу... Если ребёнок «полегче», и может идти в общеобразовательную школу - продумайте, какая поддержка ему потребуется, как вы это организуете. А дальше... идите по намеченному плану. Но будьте готовы, что по ходу придётся что-то менять: всё предугадать невозможно. И постепенно всё сложится.

К другим историям об инклюзивном образовании

История Светланы Сафроновой и её дочери Вали

В свои 14 лет Камилла Качелаева - личность достаточно известная...

История Анастасии Рябцевой - опыт инклюзивного образования для ее сына Ильи

История Оксаны Фирсовой и её опыте инклюзивного образования для сына Миши