Меню
ИСТОРИИ | ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Анастасия Рябцева:
«Наше поколение - в какой-то степени первопроходцы...»
Две недели назад мы узнали, что сбылась большая мечта одной семьи нашего Сообщества – их доченька в сентябре сможет пойти в школу!

Такие события всегда особенная радость для нас – инклюзивного образования не так-то просто добиться. Зачастую родителям приходится преодолевать множество преград, чтобы их дети получили возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Но сегодня мы решили рассказать вам несколько вдохновляющих историй. Первая - история Анастасии Рябцевой

Илюше из Забайкальского края 14 лет, он не ходит, не разговаривает и ещё много чего «не».

Илья - четвероклассник, ученик общеобразовательной школы. И не просто ученик, а один из самых известных и всеми любимых. Его мама, Анастасия Рябцева, убеждена: необучаемых детей не бывает. А если школа не склонна разделять это мнение, надо попробовать ей в этом помочь.

- До Илюшиных 10 лет мы с мужем думали: ребёнок лежачий, не говорящий, какая тут школа? А потом я случайно попала на Гражданский форум, который проходил в Забайкалье. Другие родители стали мне говорить: «Почему твой ребёнок не обучается?» И я подумала: а действительно, почему? Он не обязан знать таблицу умножения. Но учиться - в меру возможностей - нужно!

- Любой, даже кажущийся невозможным, путь начинается с первого шага. Какой первый шаг был у вас?

- Сначала мы прошли ПМПК. Там сказали: «Вы можете выбрать семейную форму, можете - индивидуальную...» Это когда педагог приходит к ребёнку домой, и они занимаются по индивидуальному учебному плану. Но где гарантия, что найдётся педагог, который будет к нам ходить? Инклюзия у нас пока идёт тяжеловато. Школьные учителя в большинстве своём не готовы работать с такими, как мы. Получается, что наше поколение - в какой-то степени первопроходцы: мы учим педагогов общаться с особенными детьми.

Когда я первый раз обратилась в школу, меня даже на порог не пустили. Они впервые увидели такого ребёнка, испугались... Я объясняла, что такое семейное обучение. Что такое СИПР - рекомендации, которые должна составить школа, чтобы по ним обучался ребёнок. Я полгода настаивала, чтобы психолог провела нам диагностику...
- Значит, когда говорят «Вы приняты», рано выдыхать и расслабляться, лучше продолжать держать руку на пульсе...

- По-настоящему совместная работа у нас началась после Нового года. Нас пригласили на аттестацию, и психолог спросила: «Что вы, как мама, хотите от школы?» Я ответила: «Участвовать во внеурочной деятельности». Чтобы приглашали на праздники, мероприятия. Чтобы классный руководитель знал моего ребёнка. Психолог поняла, что со мной можно работать. И мы такие чудеса творили в нашей школе!

Психолог создала при школе арт-кружок, в котором занимаются и дети с ОВЗ, и обычные ребята. Сначала дети рисовали, лепили, а она пыталась понять, какой у кого потенциал, как строить дальнейшие занятия. Помню, как-то мы делали новогоднюю ёлку. Снег «изображала» пена для бритья, дети все измазались, смеялись, фотографировались, так классно было!

А в начале этого года решили поставить спектакль. Дети загорелись: «Ой, давайте!» «А можно, - говорю, - и потанцевать!» А что? Всё же в наших руках!

Мы выбрали сказку «Репка». Репкой был Илья - коляска с ним стояла на сцене, дети тянули его за руки, и после слов «Тянем-потянем, вытянули репку!» - Илья вставал. То есть сказка получилась с двойным смыслом... Я очень радовалась - ребёнок сам играл на сцене! А муж смотрел и плакал: «Неужели я, как обычный папа, могу смотреть, как выступает мой сын?..» С этим спектаклем нас пригласили на ежегодный фестиваль для детей с ОВЗ, мы заняли призовое место...
- А потанцевать удалось?

- Да, выучили танец «Облака - белогривые лошадки»: девчонки танцуют с Ильёй (я, конечно, помогаю), потом выходят все остальные ребята...

Ещё мы проводим уроки толерантности. Вы не представляете, как это было сложно в первый раз! Когда заходишь в класс с ребёнком в коляске, дети замолкают. Ты рассказываешь, что есть такие люди, у кого-то проблема со слухом, у кого-то со зрением... А потом предлагаешь познакомиться с Ильёй. Я протягиваю его руку, ребёнок подходит, говорит: «Здравствуй, Илья, я Петя!» И такая волна проходит по классу... Вот как море смывает рисунок на песке, так и это знакомство уносит страх, напряжение... И ребята начинают с Ильёй просто общаться.

Ещё я предлагаю задавать вопросы. Любые - я ничего не боюсь, не стесняюсь... Однажды спросили: «А вы коляску покупали, или вам бесплатно выдали?» Но были и удивительные, совсем недетские вопросы. «Когда Илья родился, вы долго плакали?» «А что будет дальше?» В конце урока дети пишут пожелания Илье. Их невозможно читать без слёз!

- А самому Илье нравится в школе?

- Очень! По-моему, это единственный ребёнок, который, подъезжая к школе, кричит от радости. Когда объявили карантин, он переживал. Привык, что ему надо в школу, что ему нужны ребята...

У нас даже есть класс, который волонтёрит Илью. Когда мы приходим, один хватает коляску, другой несёт вещи, мальчишки кричат: «Илюха, братан, здорово!», девочки улыбаются: «Ой, Илюшечка, привет!»

Двоих наших мальчишек уже хотели отчислять - они стояли на учёте, хулиганили... А после знакомства с Ильёй - стали меняться. Это отметили и классный руководитель, и психолог. Поведение улучшилось. Когда мы приходим, они всегда стараются помочь. А однажды один из этих ребят сказал: «Если Илью будут обижать, вы ко мне обращайтесь!» Мы с мужем смеялись: «Сынок, теперь у тебя «крыша» есть!»

Иногда даже родители звонят в школу и спрашивают: «А что это за Илюша, о котором всё время говорит мой ребёнок?» Учителя объясняют: «Есть такой ученик, с ним была встреча, вы не против?» - «Нет, конечно! Просто хотели узнать, что за мальчик, о котором вся школа гудит!»
- Расскажите, как организован учебный процесс дома.

- СИПР нам составляют, с литературой и материалами для тактильных занятий я, в основном, определилась ещё до школы, поэтому покупать пришлось по минимуму. В общем, всё реально!

- Как часто вы появляетесь в школе?

- В обычной, докарантинной жизни - каждую неделю. Арт-кружок, уроки толерантности, ещё Илья занимается в сенсорной комнате... В школе Илья стал социализироваться. Перестал бояться людей. У нас расширился круг знакомств. Я уже сама начала помогать другим родителям...
- Что бы вы им посоветовали? Тем, кто задумывается о школе, но сомневается, переживает...

- Надо самим делать шаг навстречу. Мы, родители, привыкли требовать. Считать, что школа нам обязана. А школа просто не знает, что с нами делать! Надо первым протянуть руку, научить, вместе изменить мир.

И неважно, ходит ли ребёнок, слышит, может ли держать что-то в руках - для него в любом случае важны развитие, социализация. Чтобы он видел не только четыре стены и маму, а других людей. Нет необучаемых детей. Учиться могут все!

Некоторые мамы, когда я всё это говорю, относятся скептически: «Ну, у вас просто хороший психолог...» Да, хороший! Но важно действовать совместно: школа-психолог-родитель. Тогда можно добиться успеха.
К другим историям об инклюзивном образовании

История Светланы Сафроновой и её дочери Вали

В свои 14 лет Камилла Качелаева - личность достаточно известная...

Анастасия Бегунова делится опытом инклюзивного образования своей дочери

История Оксаны Фирсовой и её опыте инклюзивного образования для сына Миши