Меню
ИСТОРИИ
Интервью с Елизаветой Зиминой - автором проекта "Трогательные книги"
Знакомьтесь, Елизавета Зимина. По профессии художник. По призванию
мама шестилетнего Ивана. Она же руководитель оренбургского
отделения «Сообщества семей слепоглухих». Она же автор уникального
проекта «Трогательные книги». Еще шесть лет назад наша героиня и не
подозревала, что будет заниматься созданием литературы для незрячих
деток, но, как говорится, жизнь внесла свои коррективы.
Елизавета, а как вы придумали «Трогательные книги»?
— Моему сыну Ивану шесть лет, он очень плохо видит и совсем не слышит с
рождения. Как выяснилось, в нашем городе есть всего две тактильные книги,
они находятся в областной детской библиотеке. Мы с Иваном обнаружили их
совершенно случайно. По содержанию эти книги не совсем подходят
маленьким незрячим детям, они слишком сложны для понимания детей с
множественными нарушениями развития. И вот тогда пришла идея создать
настоящие тактильные книги своими силами.
Вы по образованию художник, как быстро смогли
переквалифицироваться в организатора-иллюстратора-педагога?
— Конечно, у меня одной мало что бы вышло. Этот проект я разрабатывала на
«Школе лидеров». Сначала для участия в Школе я задумывала кое-что
другое, но книгоиздание захватило мое сознание целиком и полностью
(смеется – ред.) Надо сказать, что с проектом «Трогательные книги» я
выиграла грант, который реализуется в рамках программы социальных
инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». Эти деньги ушли
на оплату материалов и инструментов. А вот разработку макета и создание
каждой книги выпало на долю целой инициативной группы, которой я
безмерно благодарна. Полгода мы потратили на то, чтобы создать конечный
продукт. Да, мне как художнику было чуть проще: в художественном
училище нам преподавали некоторые дисциплины, которые пригодились в
работе с различными материалами, в подборе фактуры. Плюс консультации
педагога-дефектолога Ляйсан Мурсалимовой оказались бесценными. И нам
удалось сделать 15 экземпляров тактильной книги.
О чем книга?
— Книга о геометрических фигурах. Можно сказать, что она помогает ребенку
познавать мир. При этом важно, что книга легко разделяется на отдельные
листы, и с каждым экземпляром могут работать одновременно четыре
педагога и, соответственно, четыре ребенка. Это некое пособие, и о том, как
пользоваться им правильно, я планирую снять специальную видео-
инструкцию. Полагаю, это поможет использовать книгу в полной мере для
каждого ребенка, которому она попадет в руки.
Вашему сыну книга понравилась?
— Он любит перекладывать и перебирать из руки в руку какие-то мелкие
вещи, предметы. Поэтому, конечно, все новое для него интересно. В том
числе и книга. Правда, пока сын все же проявляет бОльший интерес к
наведению порядка в своей комнате и доме в целом. Несмотря на то, что
Иван при диагнозе ДЦП начал ходить всего год назад, он вполне уверенно
двигается по дому и старается мне помогать, насколько это возможно.
Убирает постель, лезет в раковину на кухне помыть посуду. Но к книгам я
его начала приучать еще год назад. Это полезно и необходимо для развития.
Вы создали книги, проект окончен. Что дальше?
— Я полгода отдала «Трогательным книгам», это много, и пока даже не
задумываюсь о том, каким будет следующий проект. Мне надо пока
побольше проводить времени с сыном, который за эти шесть месяцев,
пожалуй, ощутил, что мама помимо него занята еще каким-то другим
важным делом. У нас каждый день развивающие занятия, поэтому времени
свободного в принципе не так много. Но, если я и придумаю новый проект,
он, безусловно, будет так же необходим и для развития моего ребенка, и
других детей.

Кстати, 17 ноября 2019 года прошло мероприятие, приуроченное к
международному Дню слепых. Инициативная группа, работавшая над
проектом «Трогательные книги» подарили детям результат своего труда
– тактильные книги ручной работы. Необычные, но такие нужные
подарки получили десять слепоглухих детей, два оренбургских центра
дошкольного образования, которые занимаются со слепоглухими
детьми, педагог, занимающийся со слепоглухими детьми и областная
библиотека для слепых.