- Как помочь ребёнку с тяжёлыми множественными нарушениями включиться в образовательный процесс? Запустить работу, основанную на интересе. Работу системную, продуманную, неторопливую... И когда видишь результат... нарушения не заметны! Не сразу поймёшь, что ребёнок с особенностями! За этим стоит уникальная работа педагогов...
Татьяна Маврина, руководитель ресурсного образования БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №3», делится впечатлениями от стажировки. Она практикующий дефектолог и логопед с более чем 30-летним стажем, но даже специалисту с таким опытом здесь было что почерпнуть.
Третий год на базе нижегородской областной школы-интерната для слепых и слабовидящих действует класс для слепоглухих детей. Кажется, не столь долго, но педагогам уже есть чем поделиться, а приглашённым специалистам — перенять и применить в своей работе. При содействии фонда «Со-единение» и Сообщества семей слепоглухих на базе школы-интерната была организована стажировка для коллег из других городов, также обучающих детей с множественными нарушениями развития.
- В Нижнем Новгороде мы не первый раз, - с улыбкой отмечает Евгения Осипова, директор БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №3». - Уже были здесь на мероприятиях, организованных фондом «Со-единение». Но школу-интернат посетили впервые. Мы увидели современные работающие технологии, которые позволяют достигать развития детей. Диагностика, индивидуальная программа, обучение социальному взаимодействию... дети получают всё, что необходимо.
В школе, которой руководит Евгения Юрьевна, учатся ребята с тяжёлыми множественными нарушениями развития, в том числе слепоглухие. Кроме того, этот образовательный центр включает в себя детский сад, а также ведётся работа со взрослыми, имеющими сенсорные проблемы. В общем, как говорится - без возрастных ограничений.
- Ресурсный класс, как и наша организация - это пример взаимодействия государственного учреждения и некоммерческого сообщества. С сообществом семей слепоглухих мы сотрудничаем с момента его создания. У нас в Чебоксарах есть региональное отделение сообщества. И конечно, вместе можно сделать больше.
Что на стажировке мы отметили в первую очередь? Это сенсорная интеграция, прекрасные специалисты, тьюторы. Тьюторское сообщество в нашей стране только начинает развиваться, а здесь оно представлено уже опытными педагогами. Они в основном молодые, но умеют работать с детьми, дать почувствовать, что ребёнок действительно нужен. Словом, мы получили прекрасные профессиональные впечатления.
- Также обратили внимание на моменты, касающиеся режима - например, как ребёнку с сенсорными нарушениями дать представление о том, что такое расписание уроков? - добавляет Татьяна Маврина. - Многие пособия сделаны своими руками, они очень логичные, от простого к сложному. Дефектолог Анна Митрофанова показала нам уникальные приёмы сенсорной интеграции - благодаря им ребёнок с тяжёлыми нарушениями прекрасно взаимодействует с педагогом, почти как нормотипичный, я впечатлена! Кроме того, мы отметили для себя способы альтернативной коммуникации... В общем, хотим ещё приехать, и пригласить к себе!
Александра Ларина, руководитель регионального ресурсного центра по сопровождению детей с интеллектуальными нарушениями и тяжёлыми множественными нарушениями развития, приехала на стажировку из Екатеринбурга.
- Мы увидели пример модели организации образования детей с ТМНР, которая учитывает интересы всех сторон: детей, родителей, педагогов, школы. Если говорить объективно, то бюджетное образование сейчас работает, скажем так, на надрыве: в приоритете дети и семьи, а интересы школы и педагогов немного «западают». В результате у педагогов снижается мотивация, уменьшается ресурс, происходит выгорание...
А здесь у каждого ребёнка есть тьютор. Педагог играет роль организатора. Есть возможность абстрагироваться от процесса, проанализировать его, исправить недочёты.
В итоге — педагоги горят. Они в постоянном обсуждении, как каждое из действий влияет на ребёнка. В постоянном оттачивании процесса. Они получают удовольствие от своей работы. Этого в бюджетном образовании очень не хватает!
Александра Валерьевна тоже давно сотрудничает с Сообществом семей слепоглухих - 4 года назад она как дефектолог впервые приехала на «Мамину школу». Она отмечает, что детей с ТМНР начали обучать сравнительно недавно — и теперь у каждого педагога, который с такими детьми занимается, есть возможность (а быть может, даже долг) пополнять методологическую базу этого образовательного процесса.
- В недалёком прошлом такие дети считались необучаемыми. И вот они вышли в образовательное пространство. А что с ними делать, как учить? Методическая составляющая пока не наработана, мы в поиске. И опыт, которым с нами поделились, позволяет создать эту базу. Таким образом, перед нами не только практический, но и научный процесс. Научное сообщество нуждается в разработках по данному направлению, они бесценны...
Текст: Мария Зинина