Мастерить будущее
Сейчас в мастерских - несколько десятков ребят с нарушениями слуха и зрения. Чтобы каждый приехал к нужному времени, сел за свою операцию, получил инструкцию от мастера (и ещё миллион оперативных вопросов вплоть до «Наташа, мы там всё уронили») - всем этим занимается Наталья Чиркина.
- Моя дочка родилась сильно раньше срока. Я искала специалистов, пыталась понять, как нам свою жизнь выстраивать. Так я познакомилась с супругами Тевкиными, с Юлей Кремневой - окружение очень принимающее и щедрое на информацию...
Наталья вспоминает, что мастерские начинались человек с пяти-шести. А теперь - «нас
ограничивает только пространство!»
- Каждому ребенку даётся та деятельность, которая ему доступна, - рассказывает она. - Если есть только чувствительность в кончиках пальцев, ребёнок будет шкурить... И поскольку детей много, результат всегда виден. Каждый понимает, что в любой игрушке или сувенире есть и его вклад. Это очень мотивирует.
У нас дети начинают общаться: с мастерами, с тьютором, между собой. Эффект может дать просто то, что рядом с одним ребёнком садится другой. И тот, кто, по поведенческим
особенностям, не хотел ничего делать - смотрит на соседа и начинает работать.
Детям прививается дисциплина, ответственность, узнаётся слово «надо». Чем раньше ребёнок к этому приходит, тем гармоничнее идёт его становление.
Родители начинают видеть в нём потенциал, которого раньше не замечали. Мы же так устроены, что у нас достаточно узкий взгляд на собственных детей. И когда мастер показывает, что ребёнку доступно — это настоящее открытие!
Открытие, кажется, совсем простое. Но чем ребёнок старше, тем меньше шанс его сделать. Для детей и подростков есть образовательные учреждения: садики, школы. Они учатся (чему-нибудь, чему может научить система, для которой особый ученик — это дополнительная нагрузка, или вообще человек-невидимка), а родители успокаиваются. Школа научит всему, что нужно, разве нет? К сожалению, как раз нужному вряд ли научит. Ребёнок вырастает, и выясняется, что он не готов к реальной жизни. С сексуальным воспитанием - пробел, с бытовыми навыками тоже, в телефоне сидеть может, а отрезать кусок хлеба - нет. Чтение и письмо, которым учат в школе, не добавляют самостоятельности. И родители растеряны, потому что не понимают возможностей
своего ребёнка. А попав мастерские, удивляются: ничего себе! Он занят! Он может быть один! И сами они впервые в жизни могут побыть одни, без ребёнка...
Более понятным, осязаемым становится не только настоящее, но и будущее. Для родителей это болезненная тема: когда у государства отлажена схема «ПНИ, уколоть и на койку», трудно оставаться оптимистом. Мастерские предлагают другой вариант: даже если у тебя есть всего несколько прикладных навыков, ты востребован на производстве, нужен обществу.
- Если в будущем будет возможность заниматься не сильно трудоёмкой физической работой - на которую не поставишь квалифицированного специалиста, но и без неё никак не обойтись - то Лена к этому готова, - говорит Сергей Борисович, папа 19-летней Лены Жаровой. - Лена не слышит, отстаёт в умственном развитии. Но мы с ней и плаванием занимались, и физкультурой. Она всегда у меня была умничкой! В общем, состояние позволяет заниматься трудовой деятельностью. В мастерских она шлифует деревянные заготовки, клеит, обрабатывает пластмассовые изделия... Это несложная, но скрупулёзная работа. А ещё здесь Лена общается, с помощью дактиля. Она с удовольствием сюда приходит.
Работать независимо от тяжести заболевания - это не утопия, которая рассыпается, едва
соприкоснувшись с реальностью. Не пост в соцсети про «поможем бедным детям» (точнее, красиво проанонсируем помощь, а потом забросим эту тему). Это следствие успешного опыта в мастерских. В рамках проекта уже трудоустроено несколько человек: в «Ральф Рингер», в фонд «Мозаика счастья», в «Артель блаженных»... Теперь они могут зарабатывать - и дело тут не столько в деньгах, сколько в сохранении человеческого достоинства.