Меню
ИСТОРИИ | ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«В обычную школу! А дальше будет видно...»
В свои 14 лет Камилла Качелаева - личность достаточно известная. Она награждена медалью «Одарённый ребёнок России», упомянута в международной энциклопедии «Лучшие в образовании». Ещё она - победительница республиканского конкурса по информационным технологиям среди школьников КРИТ-2017 в номинации «Видеозапись и монтаж» (хобби Камиллы - создание видеороликов)...

Обо всём этом мама девочки, Гузелия Качелаева, говорит просто, спокойно, как о чём-то само собой разумеющемся. Хотя у Камиллы, ещё с рождения — серьёзные нарушения слуха и зрения.

В этом году она окончила седьмой класс общеобразовательной школы. И это, пожалуй, достижение наравне с медалями и кубками... Гузелия Качелаева вспоминает, какими были эти 7 школьных лет.

- У нас, конечно, вся жизнь борьба, но в плане обучения всё сложилось достаточно удачно.

Начиная ещё с детского сада... Обычный садик нам не подходил: нужны были специалисты, оборудование... И получилось так, что нам повезло - Камиллу взяли в детский сад в соседнем городе.
- А в чём заключалось везение? Многие родители, наоборот, восприняли бы это как проблему...

- В этом садике был просто суперский дефектолог - Маргарита Фаритовна Кудряшова. Через благотворительный фонд она «выбила» для группы звукоусиливающее оборудование, занималась с детьми, побуждала их слушать, слышать, разговаривать. Она считала так: если у детей есть хотя бы маленький шанс говорить - надо его использовать. И учить их не жестовому языку, а обычной речевой коммуникации...

Когда мы пришли в этот садик (Камилле было два года) - она была как верёвочка. Не сидит, не ходит, не слышит... Маргарита Фаритовна сначала не знала, что с нами делать. Она недавно вышла на работу из декрета, а тут мы... Но она не испугалась. Мы сообща выписывали литературу и диски из Сергиева-Посада. Она пыталась найти подход к Камилле... и как-то призналась, что ей это очень интересно. Ведь при этом учится не только Камилла, но и она сама...

Врачи говорили про дочку: ну, пройдёте ПМПК, напишут вам коррекционную школу... И только этот педагог сказала: «Никаких коррекционных школ! Будем сдавать документы в обычную».

...На комиссию родителей не пустили. Только педагог и воспитатель. Ребёнку задали задачу в два действия. И Камилла, которая почти не слышит, почти не видит, положила на стол руки, стала загибать пальчики, спокойно посчитала и дала правильный ответ... После этого педагог окончательно укрепилась в своём мнении: «В обычную школу! А дальше будет видно...»

- Как вас приняли в школе?

- Хорошо. Чувствовалось, что для них это ответственность, но негатива не было. Мы живём в посёлке недалеко от города, школа у нас маленькая, 250-300 человек, а в классе - вообще 12. Как будто он нас ждал! Все дети в школе друг друга знают, учителя тоже знают каждого ребёнка. В общем, нас поддерживают, не дают в обиду!

Когда медики узнали, что мы в общеобразовательной школе, они чуть со стульев не упали. «Камилла в обычной школе?! А как она слышит, а как она видит?..» А нам просто по жизни везёт! Хорошие люди попадаются. В начальной школе у Камиллы была замечательная учительница. Внимательная, отзывчивая. И, что немаловажно, очень громкая!
- Как Камилла справлялась с новой, большой по сравнению с детским садом нагрузкой?

- Первый класс был, конечно, сложным. Мы до двух часов ночи сидели, писали эти палочки, крючочки... Мышцы слабые, руки плохо слушались... Зато сейчас дочь почти отличница. Камилла очень ответственная, всегда сделает домашнюю работу, всегда уточнит, если что-то непонятно. Учителя положительно её воспринимают, она это чувствует, и выкладывается на все 100 процентов.

- Одноклассники тоже положительно восприняли Камиллу?

- Общение - наша проблема номер один... Особенно сейчас, в переходном возрасте. Однажды, во время каникул, Камилла встретила одноклассницу, и та стала обзываться: «Ты слепая, ты глухая!» Камилла переживала молча. А ближе к началу учебного года сказала: «Я больше не пойду в школу»... Мы поговорили, я обсудила это с учителем, учитель - с детьми. Больше с этой девочкой проблем не возникало... Ещё был случай, когда одноклассница - уже другая - пришла к Камилле на день рождения, и пока никто не видит, стала класть в рюкзак её игрушки. Я увидела, велела выложить. Маме говорить не стала — она недавно родила... Но девочка после этого случая стала Камиллу обижать, настраивать ребят против неё. Дочь у меня никогда не жалуется, всё держит в себе. Но я заметила, что с ней что-то не так, стала расспрашивать... В общем, маме всё-таки пришлось сказать. И она восприняла это в штыки. Назрел конфликт, школа собирала малый педсовет, разбирала нашу ситуацию... Интересно, что когда мама спросила эту девочку, почему она задирает Камиллу, девочка сказала: «Потому что она лучше, чем я...»

- Действительно очень хорошая школа! Многие школы от конфликтов просто самоустраняются...

- Да, Камилла чувствует защиту, хорошее отношение педагогов - и в ответ готова сделать всё возможное...
- Сейчас Камилле 14. Скоро 9 класс, а значит — ещё один непростой выбор...

- У нас опять мозговой штурм. Как тогда, перед школой... Решаем, куда пойти после 9 класса. Камилла одно время говорила: я хочу быть парикмахером. Но завуч сказала ей: «Никаких парикмахеров! Это ты всегда успеешь, на курсах можно за месяц отучиться!» И посоветовала подумать о педагогической направленности: психолог, дефектолог... У нас, правда, таких учебных заведений нет. Но можно же поехать в другой город!

- Какой совет вы бы дали родителям, у которых сейчас тоже мозговой штурм, но только на тему школы?

- Не бояться. Если у ребёнка сохранный интеллект - постарайтесь сделать так, чтобы он занимался в классе. Даже если у вас будет домашнее обучение. У меня есть знакомая семья, где девочка основные предметы изучает дома, а на музыку, рисование, технологию и так далее приходит в школу. Конечно, всегда присутствует волнение: вдруг ребёнка будут дразнить за то, что он «не такой»? Но это может случиться с любым школьником. Да даже с нами, взрослыми! И это тоже жизнь... И самой маме легче, когда у ребёнка есть какие-то события вне дома. Когда он эмоционален, приходит к тебе, что-то рассказывает, у него горят глаза... Не нужно замыкаться в четырёх стенах. Общение и частичка свободы — это тоже импульсы к развитию ребёнка.
К другим историям об инклюзивном образовании

История Светланы Сафроновой и её дочери Вали

Анастасия Бегунова делится опытом инклюзивного образования своей дочери

История Анастасии Рябцевой - опыт инклюзивного образования для ее сына Ильи

История Оксаны Фирсовой и её опыте инклюзивного образования для сына Миши