Новости

Состоялась стажировка коррекционных педагогов

C 11 по 13 декабря на базе Нижегородской областной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей состоялась стажировка педагогов коррекционных школ и развивающих центров.

...Петя входит в класс. Вид слегка недовольный - только что закончилась физкультура, после которой хочется отдохнуть, а не эти ваши уроки. Но Петр послушно садится за парту, берёт учебное пособие. Выполняет задания, быстро находит под столом упавшую ручку, а в конце урока шутит и смеётся. Обычный школьный день - только с одним исключением: Петя не видит и плохо слышит.
- Мы работаем не на подносе, а просто на парте, это развивает самоконтроль, помогает лучше ориентироваться в пространстве, - объясняет Анна Митрофанова , педагог-дефектолог, которая занимается с Петей. - А видите шарики? Тоже самоконтроль... Их так хочется смять, разгрызть! Но он этого не сделает, для него это пройденный этап...
- У нас вопросы к каждой пуговице! - улыбается дефектолог Юлия Косырева. - Для чего мы повторяем один и тот же процесс? Развиваем нейронные связи. Для чего даём ребёнку возможность выбора, делать задание или нет? Активизируем лобные доли... Когда получаешь ответы на эти вопросы, возникает инсайт — понимаешь, как применить это в своей работе, чтобы было результативно.
Юлия вместе с коллегой Натальей Порсевой приехали из Ижевска, где работают в школе №256 для детей с нарушением зрения. Её ученики - слабовидящие и незрячие дети.
- В нашей школе хорошее оснащение, но теперь мы понимаем, что можно усовершенствовать нашу развивающую среду, - говорит Наталья. - Где-то получаем подтверждение своих знаний, а где-то понимаем, что можно изменить. Смотрим на Петю и других детей, а видим своих учеников... В таком погружении — здесь и сейчас, в учебном процессе с детьми - получаешь информации больше, чем от любых лекций, любых вебинаров.
- Мы педагоги, мы учимся всегда! - добавляет Юлия Косырева. - Что больше всего понравилось на этой стажировке? Структурированность информации. Когда находишь её самостоятельно, хочется применить сразу всю, и получается бардак. А здесь знания дают системно. Порядок должен быть везде, а для наших детей тем более, иначе не будет результата. Включение стопроцентное, эта стажировка — просто клад.
...Петя немного устал заниматься, но получив «змейку» из изогнутых колечек, старательно её разбирает. А потом... собирает обратно, чего от него и не требовалось. «Мы в последнее время обращаем его внимание на то, что надо убирать за собой» - поясняет педагог. Поэтому Пётр решил, что и змейку надо привести в исходное состояние...
- Мы тоже родители особых детей... Видим ситуацию и с той, и с другой стороны. Почему, собственно, мы и пришли в эту сферу, - говорит Ирина Мошкина, учитель-дефектолог из Тюмени, специалист по альтернативной коммуникации в реабилитационном центре «Крылья надежды», учитель младших классов школы №22, консультант по альтернативной коммуникации в детском лечебно-реабилитационном центре «Надежда».
Кстати, Ирина и её дочь - подопечные фонда «Со-единение». Но в Нижний Новгород она и её коллега Мария Мясникова приехали всё-таки в первую очередь как педагоги, желающие получить новый опыт - в сфере адаптивных методик и организации учебного процесса.
- Дети в классе занимаются каждый по своей индивидуальной программе, но при этом находятся в группе, - отмечает Мария. - Есть куратор, который руководит общим процессом, а каждый тьютор «отрабатывает» как педагог по своему ребёнку. Ведь в некоторых школах тьютор в учебном процессе не участвует... Просто водит в туалет и помогает одеться. А здесь они выполняют свою непосредственную задачу: обеспечение индивидуальности учебного процесса.
Дети, с которыми Ирина и Мария занимаются в «Крыльях надежды», скоро станут первоклассниками, и педагоги задумываются о том, чтобы превратить их группу в ресурсный класс - на базе соответствующей школы... и опыта, полученного на стажировке.
- Во многих учебных заведениях отдельно работают со слухом, зрением, умственной отсталостью — а тут именно комплекс методик. И, что очень важно, он реализуется на базе школы, то есть это регулярная системная занятость, - заключает Ирина. - Было бы здорово не только педагогам, но и завучам, директорам школ тоже приехать на подобную стажировку, чтобы понять, как важен такой опыт, такое образование.

Стажировка организована Сообществом семей слепоглухих при поддержке Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

Текст Мария