Коммуникация ‒ процесс передачи информации от одного человека к другому по разным каналам связи посредством общей системы знаков.
Развитие коммуникации ‒ важнейший процесс для ребенка, который зачастую вызывает сложности у детей с тяжелыми множественными нарушениями. Поэтому развитию коммуникации уделяется большое внимание экспертов Сообщества, работающих в программе «Передышка».
Делимся рекомендациями по развитию коммуникации от психолога Ирина Моисеева:
1. Предоставлять выбор. Можно начинать делать выбор из 2х предметов, можно – из двух рисуночных или предметных символов, можно называть словом или жестом. Все зависит от того, какой уровень общения сейчас доступен ребенку. Выбор должен касаться тех моментов, за которые ребенок может взять ответственность (надеть красную футболку или синюю), а не тех моментов, за которые несут ответственность педагоги или родители (идти в школу или нет).
2. Учить говорить нет, не хочу. Когда ребенок первый раз начинает использовать понятие «нет» или «не хочу» важно прислушаться к нему, чтобы он понял, что слово «нет» имеет силу. В последующем можно вести переговоры о том, чтобы он все же передумал и согласился.
3. Обозначать эмоции и состояния ребенка каким-либо образом: словом, жестом, пиктограммой, несколькими способами.
Слова и состояния, которые желательно научиться различать и называть: рад, грустный, злой, боюсь (страшно), спокойный. Чувств и эмоций больше, но это одни из наиболее важных состояний, о которых мы говорим. Различение эмоций формируется с возрастом, но для начала можно работать над различением 3х состояний: рад, злюсь, спокойный. Если ребенок сам пока не может обозначить никаким способом эти состояния, можно обозначать их ему.
4. Использовать понятие «потом» и «подожди». Вводить эти понятия сначала, когда время ожидания очень небольшое.
5. Обозначать боль и желательно показывать, где болит, если ребенок может использовать какие-то средства коммуникации. Достаточно сложный навык, формирование которого может занять многие годы. Иногда такое состояние можно понять только по поведению.
Онлайн консультации с психологом доступны участникам на протяжении всего проекта. Проект «Передышка: Учиться могут все» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и практика «Услуга "Передышка"» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
Развитие коммуникации ‒ важнейший процесс для ребенка, который зачастую вызывает сложности у детей с тяжелыми множественными нарушениями. Поэтому развитию коммуникации уделяется большое внимание экспертов Сообщества, работающих в программе «Передышка».
Делимся рекомендациями по развитию коммуникации от психолога Ирина Моисеева:
1. Предоставлять выбор. Можно начинать делать выбор из 2х предметов, можно – из двух рисуночных или предметных символов, можно называть словом или жестом. Все зависит от того, какой уровень общения сейчас доступен ребенку. Выбор должен касаться тех моментов, за которые ребенок может взять ответственность (надеть красную футболку или синюю), а не тех моментов, за которые несут ответственность педагоги или родители (идти в школу или нет).
2. Учить говорить нет, не хочу. Когда ребенок первый раз начинает использовать понятие «нет» или «не хочу» важно прислушаться к нему, чтобы он понял, что слово «нет» имеет силу. В последующем можно вести переговоры о том, чтобы он все же передумал и согласился.
3. Обозначать эмоции и состояния ребенка каким-либо образом: словом, жестом, пиктограммой, несколькими способами.
Слова и состояния, которые желательно научиться различать и называть: рад, грустный, злой, боюсь (страшно), спокойный. Чувств и эмоций больше, но это одни из наиболее важных состояний, о которых мы говорим. Различение эмоций формируется с возрастом, но для начала можно работать над различением 3х состояний: рад, злюсь, спокойный. Если ребенок сам пока не может обозначить никаким способом эти состояния, можно обозначать их ему.
4. Использовать понятие «потом» и «подожди». Вводить эти понятия сначала, когда время ожидания очень небольшое.
5. Обозначать боль и желательно показывать, где болит, если ребенок может использовать какие-то средства коммуникации. Достаточно сложный навык, формирование которого может занять многие годы. Иногда такое состояние можно понять только по поведению.
Онлайн консультации с психологом доступны участникам на протяжении всего проекта. Проект «Передышка: Учиться могут все» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и практика «Услуга "Передышка"» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

