Новости

Как прошла «Мамина школа» в Самаре

С 12 по 18 мая в рамках проекта «Пространство возможностей для
слепоглухих детей», который реализуется при поддержке Фонда
президентских грантов, прошла «Мамина школа» в Самарской области.
«Мамина школа» - пространство, объединяющее семьи с детьми с
множественными нарушениями, специалистов экспертного уровня по работе
с такими детьми, а также волонтеров и педагогов-стажеров.

Педагоги и волонтеры встретились на день раньше семей, чтобы иметь
возможность заочно познакомиться с семьями и узнать о запросах родителей.
Со второго дня «Школы» началась полноценная комплексная очная работа с
детьми и их родителями по индивидуальному расписанию, которое включало
в себя 6 направлений:
1. АФК (адаптивная физическая культура) для коррекции двигательных
навыков и моторики, стимуляции физического развития, укрепления
мышечного тонуса и общей релаксации;
2. Занятия с физическим терапевтом, направленные на устранение
зажимов и спазмов, воздействие на определенные точки, чтобы сделать
жизнь ребенка комфортнее и активизировать движения;
3. Уроки со специальным психологом – дефектологом по сенсорной
интеграции, которые позволяют получить максимальное количество внешних
импульсов и ощущений, синтезировать схему тела. Такое воздействие на
мозговую активность и нервную систему помогает в ускорении усвоения
информации, понимании собственных желаний, личностных качеств;
4. Занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.
Стимуляция слуха и обработка звуковой информации. Осознание причинно-
следственных связей между источником звука и результатом воздействия на
предмет, который эти звуки издает, работа с разными частотами, что в
совокупности стимулирует мозговые центры;
5. Музыкальная терапия для развития эмоционального интеллекта,
активизации умственной деятельности, физического расслабления,
положительной атмосферы и чувства единения с мамой;
6. Арт-терапия в импровизированной гончарной мастерской на свежем
воздухе. Занятие лепкой и керамикой стимулирует моторные навыки,
сенсорные ощущения, снижает эмоциональное напряжение.

Стоит отметить, что все занятия были взаимосвязаны, учитывали фазы
активности и отдыха детей, а педагоги находились в постоянном
взаимодействии между собой, дополняя методики друг друга, что лишь
усиливало положительный эффект от занятий.
Однако, «Мамина школа» - это комплексная работа со всеми участниками
проекта, не только с детьми. Особое внимание уделялось и диалогу с
членами семей, которые приезжали на встречу. Все знают, что быть
родителем – это не просто счастье или «крест», но и труд, а «особое
материнство» требует еще большей самоотдачи и усилий, поэтому тут
важную роль сыграли не только специалисты, которые оказывали
профессиональные консультации и психологическую поддержку, а еще и
волонтеры, студенты профильных специальностей. Для них проект стал не
только дополнительной точкой профессионального развития с
практическими рекомендациями от экспертов, но и отличной возможностью
получить новый опыт работы в длительном контакте с детьми с ТМНР,
которые, чаще всего обучаются дома. Волонтеры не просто посещали
занятия, а еще и давали отдохнуть мамам, которые могли взять небольшую
паузу в заботе о ребенке. Многие родители сказали, что сначала им было
сложно довериться постороннему человеку, но в итоге они поняли, как важно
дать и ребенку возможность получить новые впечатления от общения с
другими людьми вне контакта с мамой, и посвятить немного времени себе.
Именно восстановление ресурсного состояния внутри семьи является
приоритетной целью «Школы». Как отмечают психологи, работа с ребенком
начинается с работы с мамой. А совместное проживание с людьми, будь то
организаторы, педагоги или другие родители, которые понимают и
разделяют твои трудности и состояние, создает необходимую
терапевтическую атмосферу и эмоциональный заряд для дальнейшей работы.
Дополнительной задачей, на решение которой направлена работа проекта
«Пространство возможностей для слепоглухих детей» является изучение
проблем и помощь в работе с людьми с инвалидностью в регионах. Поэтому
в рамках проекта исполнительный директор Юлия Кремнева вместе с
экспертами, работающими на постоянной основе с Сообществом семей
слепоглухих, посетили местный реабилитационный центр «Варрель», где на
встрече с руководителем Бондаревой Ириной Евгеньевной поговорили о
достижениях и трудностях, с которыми сталкиваются родители и
специалисты в Самарской области, поделились опытом. А педагоги центра
«Варрель», которые были приглашены в «Школу» в качестве стажеров
отметили, что возможность увидеть жизнь семей с особенными детьми
изнутри, перенять новые стили обучения от других специалистов, очень
полезна для дальнейшей работы.
Мамина школа